Главная станица
Курс лекций
Лабораторный практикум
Экзаменационные вопросы
Литература
Заочнику
Рабочая программа

 

Рабочая программа

  Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования
«Белорусский государственный университет информатики
и радиоэлектроники»

 

«Утверждаю»
Декан факультета информационных
технологий и управления
_________________В.Л. Бусько
«     »                               2006 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Информационные технологии и проектирование
систем управления
»
для специальности I-53 01 07 «Информационные технологии и управление
в технических системах»

 

факультет информационных технологий и управления

кафедра систем управления

 

курс  2
семестр – 4
лекции – 34 часа                                                          экзамен – 4 семестр
лабораторные работы – 34 часа
всего часов – 68

 

 

 

 

Минск 2007

 

Рабочая программа составлена на основе типовой учебной программы«Информационные технологии и проектирование систем управления», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь  июня 200 г., регистрационный № ТД -53-003/тип.

Составитель:
Д.А. Ганьшин – ассистент кафедры систем управления Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры систем управления (протокол №  от   июня 200г.).

Зам. заведующего кафедрой СУ                        А.В. Павлова

 

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол №  от                 г.)

Председатель                                                      С.С. Смородинский

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Преподавание дисциплины ставит целью дать студентам знания в области  алгоритмов, технических и программных средств, применяемых для создания  программного обеспечения систем управления на базе наиболее популярного языка объектно-ориентированного программирования С++. Этот язык обладает всеми возможностями низкоуровневого программирования и в то же время включает мощные средства структурирования программ,  которые необходимы для написания больших программных комплексов.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В курсе "Информационные технологии и проектирование систем управления" ставится задача на основе системы программирования  Visual C++ – дать студентам знания в области использования данных инструментальных средств для разработки различных модулей и частей управляющих программных  комплексов.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

существующие в настоящее время методы и подходы к проектированию систем управления;

– алгоритмические языки, применяемые для разработки управляющих программ;

– возможности и средства данных алгоритмических языков для управления внешним оборудованием;

– средства и возможности данных алгоритмических языков по построению удобных пользовательских интерфейсов;

уметь:

применять инструментальные средства для создания программных комплексов обработки информации систем управления;

иметь:

– представление  об основных тенденциях и направлениях в теории и технике информационных технологий.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

Для успешного освоения материалов курса студенты должны владеть материалами кура «Основы программирования», в котором рассматриваются приемы процедурного стиля программирования на языке С.


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Название тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах

Тема 1. введение 0.5 часа.  Предмет дисциплины и ее задачи. Структура, содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Роль объектно-ориентированного программирования, проектирования и анализа при создании систем управления.

Тема 2. Интегрированная среда VISUAL C++ 6.0  – 0.5 часа. Работа с консольными приложениями. Создание нового проекта. Добавление к проекту файлов с исходным кодом. Компиляция, компоновка и выполнение проекта. Конфигурация проекта.

Тема 3. Особенности языка С++ 2 часа. Комментарии. Сокрытие имен и унарная операция привязки. Операции new и delete для работы с динамической памятью. Особенности создания многомерных динамических массивов. Тип данных «ссылки»: псевдонимы имен и передача ссылок в функции в качестве аргументов. Ввод/вывод потоками. Передача аргументов функции по умолчанию. Механизм перезагрузки функций (раннее связывание).

Тема 3. Введение в ООП Понятие класса и объекта4 часа Класс. Объект. Инкапсуляция. Внешние и внутренние проявления класса .Абстрагирование. Ограничение доступа. Модульность. Иерархия классов и наследование. Полиморфизм, достоинства и недостатки объектно-ориентированного программирования.

Тема 4. Классы в С++4 часа. Характеристика элементов-данных класса. Характеристика элементов-функций класса. Операция привязки. Встроенные функции и атрибут inline.  Полное имя компонентов класса. Указатель “this”. Методы-конструкторы объектов. Методы-деструкторы объектов. Конструктор копирования. 

Тема 5. Некоторые дополнительные возможности методов классов4 часа. Дружественные (friend) функции класса. Способы передачи аргументов в функции-друзья класса. Методы const, не изменяющие объекты класса. Статические методы и данные. Особенности работы со статическими элементами класса.    

Тема 6. Наследование6 часов. Производные и базовые классы. Правила наследования. Управление уровнем доступа к элементам класса. Множественное наследование. Последовательность создания и уничтожения подобъектов. Инициализация объектов при наследовании. Указатели на базовый и производные классы. Виртуальный базовый класс. Конструктор во множественном наследовании.

Тема 7. Виртуальные функции2 часа. Механизм переопределения метода класса (позднее связывание). Виртуальные методы. Виртуальные деструкторы.

Тема 8. Переопределение операций2 часа. Общие положения и определения. Перезагрузка методами и функциями-друзьями. Перезагрузка операции =. Перезагрузка модификатора [ ]. Перезагрузка модификатора ( ). Множественная перезагрузка операций

Тема 9. Другие возможности С++ – 4 часа. Указатели на компоненты класса. Понятие абстрактного класса. “Чистые” виртуальные функции. Шаблоны функций и классов. Особенности перезагрузки шаблонов. Обработка исключений.

Тема 10. Шаблоны (параметризованные типы) – 1 час. Шаблоны функций. Требования к фактическим параметрам шаблона. Отождествление типов аргументов. Шаблоны классов. Шаблоны классов: не только для типов. Наследование в шаблонах классов.

Тема 11. Библиотека iostream. – 2 часа.  Простое внесение. Выражение извлечения. Создание собственных функций внесения и извлечения. Функции библиотеки iostream. Манипуляторы ввода–вывода. Файловые и строковые потоки.

Тема 12. Обработка исключительных ситуаций. – 2 часа. Операции try, catch, throw. Синтаксис операций, примеры использования.

 

2.2. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

  1. Программирование алгоритмов с использованием динамических массивов – 4 часа

  2. Классы. Программирование линейных алгоритмов с использованием функций инициализации set() и вывода результатов print() –  4 часа

  3. Классы. Программирование линейных алгоритмов с использованием конструктора, деструктора,  friend – функции инициализации set()  и функции вывода результатов print()– 4 часа

  4. Класс «Динамическая строка» и перегрузка операций – 4 часа

  5. Наследование классов, механизм виртуальных функций – 4 часа

  6. Программирование шаблона классов  – 4 часа

  7. Множественное наследование с использованием абстрактных базовых классов, файлового ввода-вывода  с применением потоков С++, функций обработки исключительных ситуаций – 8 часов

  8. Зачетное занятие – 2 часа.

Перечень компьютерных программ. Программное обеспечение:

  1. Операционная система Windows 200x, XP.

  2. Система программирования Visual Developer Studio 6.0  и выше (С++).

Аппаратное обеспечение (минимальные требования): IBM, совместимый ПК с процессором Pentium 200 и выше, объем ОЗУ не менее 64 Мб, монитор 15" и более, манипулятор "мышь", НЖМД – не менее 2 Гб.

 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. Основная и дополнительная литература

  • Павловская Т.А., Щупак Ю.А. С++ Объектно-ориентированное программирование. ПИТЕР, 2004.

  • Карпов Б. Баранова Т. С++ - специальный справочник. ПИТЕР, 2001

  • Б.Страуструп,  Язык программирования С++. СПб., 2004.

  • Г.Шилдт, Самоучитель С++. 3-е изд. СПб., 2002.

  • Б.Эккель, Философия С++. Введение в стандартный С++. 2-е изд. СПб.:, 2004.

  • Б.Эккель, Ч.Эллисон, Философия С++. Практическое программирование. СПб., 2004.

  • С.В.Глушаков, А.В.Коваль, С.В.Смирнов, Язык программирования С++. Харьков, 2002.

  • Ганьшин Д.А., Снисаренко С.В., лабораторный практикум по курсу «Информационные технологии и проектирование систем управления», Мн.:Ротапринт БГУИР.2007.

  • Бусько В.Л., Корбит А.Г., Кривоносова Т.М. Основы ООП. С++. Лабораторный практикум для студентов всех специальностей и форм обучения БГУИР . -Мн.: БГУИР , 2005.

 

 
Hosted by uCoz